Авиабилет есть, мест нет… Кто виноват и что делать?

Авиабилет есть, мест нет…

Приехав в аэропорт на регистрацию с заранее купленным авиабилетом на руках, в самую последнюю очередь ожидаешь услышать фразу «мест нет». Не сталкивались?

Но, тем не менее, нехватка мест на борту – самая обычная ситуация практически у всех перевозчиков во всем мире.

И каждый день сотни авиапассажиров слышат фразу «мест нет» и не попадают на свой рейс.

Кто в этом виноват?

Причин здесь может быть несколько:

  • Одна из основных – погоня перевозчиков за сверхприбылью. Многие авиакомпании практикуют продажу авиабилетов «с запасом», т.е. реальные места на борту уже раскуплены, но билеты продолжают продавать. Объясняется это просто. Почти на каждом рейсе есть пассажиры, не явившиеся на регистрацию, посадку, отказавшиеся от полета в самый последний момент. Именно от этого авиакомпании и страхуются продажей дополнительных авиабилетов, стремясь компенсировать свои возможные потери и добиться максимальной коммерческой загрузки судна. Эта схема проверена и просчитана на практике и работает почти всегда. Но рано или поздно на один из рейсов собираются все пассажиры. Вот тогда и звучит то самое «мест нет».
  • Нехватка мест также может возникнуть из-за того, что перевозчику срочно нужно изменить коммерческую загрузку судна. Причиной этому могут служить, например, погодные условия – сильный встречный ветер, гроза на пути и т.п., когда необходимо взять больше топлива. Тогда приходится снимать с рейса определенное количество пассажиров.
  • Еще бывают ситуации, когда самолетом, на который проданы все места, необходимо срочно вылететь какой-то важной персоне. Естественно, это делается за счет простых пассажиров, которых в этом случае тоже снимают с рейса. Но это уже специфика российского рынка авиаперевозок. За границей такое не практикуется.   
  • Самая частая ситуация, когда вам говорят, что все места заняты – это чартерные рейсы. Чартеры, как правило, заказывают туроператоры. Но кроме них самих билеты продают и многочисленные агенты. Поэтому здесь намного чаще, чем на регулярных рейсах, появляются «сдвоенные» места.

Что делать в такой ситуации?

Сам тот факт, что на руках у вас есть авиабилет (неважно, бумажный он или электронный), говорит о том, что между вами и авиаперевозчиком заключен договор. По этому договору авиакомпания обязуется доставить от пункта отправления в пункт назначения, указанные в вашем билете. Т.е., если вы не вылетели указанным рейсом по обстоятельствам, в которых вы не повинны, вас так или иначе обязаны доставить в конечный пункт. Более того, вас обязаны кормить, предоставить гостиницу и выплатить компенсацию. Таковы международные правила гражданской авиации.

Существуют еще и внутренние правила перевозок у каждой авиакомпании. Именно в них прописывается, на каких условиях вам будет предоставлена еда, гостиница и компенсация. К сожалению, не все перевозчики стремятся следовать своим же правилам и часто оставляют пассажира самого разбираться в возникших проблемах. Поэтому совсем неплохо, когда вы имеете представление об этих пунктах и знаете свои права.

В любом случае, если вы попали в такую ситуацию, обязательно настаивайте, чтобы в вашем авиабилете была сделана соответствующая отметка – ваши шансы добиться исполнения перевозчиком своих обязательств значительно повысятся. Если рейс был чартерный, то вопрос должен решать хозяин рейса, т.е. тот, кто его заказал и оплатил. Авиакомпании предъявлять претензии в данном случае бессмысленно.

Теоретически в данном случае вы имеете право на вынужденный возврат по своему желанию. На деле многие российские перевозчики, и в первую очередь лоукостеры, возврат могут и не сделать. Добиться его можно в судебном порядке. Но если лететь все-таки нужно, добивайтесь, чтобы вас внесли в списки на подсадку. Причем доплачивать что-то в данном случае вы не должны.

Маленький совет напоследок – приезжайте на регистрацию заранее. Смешно и грустно, но крылатая фраза «кто раньше встал, того и тапки» применительно к пассажирским авиаперевозкам действует на 100%. Оказавшись в последних рядах на регистрации, рискуете услышать то самое «мест нет»…

Отзывы и комментарии


Социальные комментарии Cackle
Спецпредложения на авиабилеты