Перелеты дешево – причины и факторы, влияющие на стоимость перелетов

Пора отпусков не за горами, и большинство россиян уже задаются вопросом: куда поехать отдыхать летом, да так, чтобы недорого? Ключевым словом в этом вопросе является именно «недорого». Дешево –  для многих главное и чуть ли не единственное соображение при планировании отпуска.

Перелеты дешево – миф или реальность?

Самолет, как вид пассажирского транспорта, появился в 20-х годах прошлого столетия. И не удивительно, что за билет на него нужно было отдать почти всю месячную зарплату – конкуренции никакой. Прошел почти век, количество авиакомпаний растет, конкуренция огромна, но… авиабилеты зачастую по-прежнему стоят, как средняя зарплата. Почему? Давайте немного посчитаем.

Начальные затраты на добычу и транспортировку нефти; ее переработка – затраты на электроэнергию, очистку и т.п., после чего цена возрастает еще как минимум раз в пять. Потом хранилище, откуда владелец топлива продаст компании-заправщику в аэропорту, а тот поднимет цену еще. Сколько будет стоить топливо к тому моменту, когда попадет в самолет, не знает порой даже сама авиакомпания.

Авиационный керосин – значительная часть себестоимости перелета, и от этих затрат никуда не деться. Понятно, что авиакомпаниям интересно не только окупить свои затраты, но и получить прибыль. Пассажиры в этой ситуации находятся по другую стороны баррикады, их цель – затратить как можно меньше средств. Но компромисс вполне возможен, способы сэкономить есть. И мы расскажем вам, как можно найти перелет дешево и немало сэкономить,  придерживаясь некоторых простых правил.

Начнем с того, что в авиации, как и в туристическом бизнесе, существуют высокие и низкие сезоны. Высокие – это лето, праздники и каникулы, низкие – в промежутке. Очевидно, что в сентябре отдохнуть будет дешевле, чем в августе. Именно в межсезонье многие авиакомпании объявляют распродажи, что дает еще один повод задуматься об отпуске в этот период.

Помимо распродаж можно купить авиабилеты дешево по акции. Их условно разделим на событийные и рекламные. Рекламными акциями авиакомпании обычно отмечают новые направления или услуги. С событийными все совсем просто – неделя высокой моды, день медработника или автомобилиста и т.п. Как правило, такие акции направлены на отдельные группы населения и очень быстротечны. Но купить, к примеру, два билета по цене одного в честь дня святого Валентина или получить бесплатный билет для девушки в честь 8 марта – вполне реально. Естественно, все это надо отслеживать. Кстати, отслеживая общую динамику изменения цен на каком-то направлении, вы будете иметь неплохое представление о том, сколько реально может стоить билет. Это поможет вам понять, насколько перелет дешево или дорого предлагает та или иная авиакомпания, и, в конечном итоге, тоже поможет не переплатить.

Маленькая тонкость: то, что авиакомпании постоянно считают себестоимость кресел – иллюзия. Как правило, если компания давно на рынке, ее задача – максимальная загрузка, а цены диктует рынок. Чем выше конкуренция, тем ниже стоимость перелетов. Парадокс, но в борьбе авиакомпаний за прибыль выигрывает пассажир и тот перевозчик, что максимально снизил цену. Отсюда совет:если вы видите распродажу у одной авиакомпании, имеет смысл посмотреть, не ответил ли снижением цен конкурент на этом направлении.

Исконно самым бюджетным вариантом авиа перелетов считаются чартеры. Все дело в том, что регулярный рейс редко заполнен на 100%, и, чтобы не оказаться в проигрыше, авиакомпания обязана перестраховаться. Каждая компания имеет свою определенную занятость кресел, к которой она стремится. Фактически пассажиры вынуждены покупать два места – тогда при загрузке рейса наполовину, перелет окупит затраты авиакомпании, а заполненный полностью, рейс принесет 100% прибыли. Аэропортовские службы не делают различия между чартерами и регулярными рейсами – обслуживаются они одинаково тщательно. Разница только в том, что за чартерный рейс авиакомпания свои деньги получила уже в любом случае. Заполнен самолет или нет – неважно.  Рисков нет, а потому цена кресла на борту минимальна и близка к себестоимости. Другое дело, что туроператоры не всегда хотят продавать авиабилеты отдельно. Но вообще должны. И часто продают, не желая остаться совсем в проигрыше. Только реагировать нужно очень быстро, такие билеты не залеживаются.

Кроме чартеров есть еще лоукостеры. Второй раз продать проданное и возвращенное кресло очень сложно. Т.е. срабатывает тот же механизм, что и на чартерах – авиакомпания может предложить перелет дешево  по минимальной цене, если не несет финансовых рисков. За дешевые тарифы деньги отбиваются дополнительными рядами кресел, отсутствием бесплатных услуг, минимальным количеством служащих, отсутствием посредников… Чаще всего время вылета будет неудобное – авиакомпании сокращают время стоянок в аэропортах, чтобы увеличить количество рейсов. Поэтому самые дешевые билеты – не меняемые. Однако, по российским законам авиакомпании обязаны возвращать деньги даже по ним. С одной стороны, этот закон удобен для российских пассажиров. А с другой стороны, на ценовой политике российских лоукостеров он плохо сказывается. Т.к. нет возможности не выплачивать деньги, то и нет возможности ставить очень дешевые тарифы. Это противоречит основному принципу бюджетной авиакомпании. А иностранных лоукостеров в Россию пускают неохотно. Им поставили жесткое условие – дешевле отечественных компаний билеты не продавать. Но игра стоит свеч даже в нашей действительности. А уж если вы планируете путешествие по Европе, тем более.

Стоимость перелетов – дважды платит не скупой, а неуверенный пассажир

Следующие советы касаются некоторых специальных условий тарифов. Обязательно обращайте на это внимание, иногда можно улететь дешевле в несколько раз. Во-первых, существуют льготные тарифы, действующие постоянно. Это могут быть скидки для инвалидов, ветеранов, детей, молодежи, семейные или групповые скидки, скидки для жителей какого-либо региона и т.д.

Большим подспорьем может стать широко распространенное практически у всех авиакомпаний т.н. «правило воскресенья». Смысл прост: обратный вылет нужно планировать так, чтобы провести в пункте назначения ночь с субботы на воскресенье. Стоимость перелета при соблюдении этого условия может стать меньше в разы. Причина в том, что на выходных люди обычно ездят в необязательные поездки, а значит могут перенести полет при условии высокой цены. А по будням большая часть пассажиров – командированные служащие, бизнесмены, которые полетят в любом случае. Авиакомпании этим пользуются, воспользуйтесь и вы.

Еще один отличный способ ощутимо уменьшить стоимость перелета – купить его заранее. Например, новогоднее путешествие планировать в июне. Это называется глубиной продаж – чем раньше вы купите билет, тем он будет дешевле. Авиакомпания заранее окупает свой рейс, а значит будет застрахована от убытков. А вот чем ближе к дате вылета – тем выше цена. 

Самый невыгодный вариант перелета – билет в один конец. По возможности надо всегда покупать билет туда-обратно. Иногда даже в том случае, если лететь нужно в одну сторону. Пример: авиабилет по маршруту Москва – Лондон – Москва стоит 460$, а перелет Москва – Лондон уже 480$. А если к этому еще прибавить стоимость обратного перелета, то получится совсем не мало. И это достаточно распространенная практика на очень многих направлениях.

Перефразируя известную поговорку, сформулируем следующее правило экономии: дважды платит не скупой, а неуверенный пассажир. Это о билетах с открытой датой возврата. Гораздо дешевле будет купить обычный билет, а потом поменять его. Опять же пример: билет по тарифу 400$ можно поменять со штрафом в 100$, а билет с открытой датой стоит 770$. К тому же обратный перелет на конкретную дату можно поменять только при наличии мест. Выгода очевидна.

Те, кто летает достаточно часто, наверняка знают про бонусные программы, которые имеют практически все авиакомпании. Для тех, кто никогда про такое не слышал, поясним: чтобы привлечь и удержать пассажиров, авиакомпания за каждый совершенный на ее рейсе перелет начисляет вам определенное количество миль (баллов, бонусов – называться может по-разному). Набрав таких миль определенное количество, вы получаете возможность приобрести билет не за деньги, а за эти мили. За топливо, конечно, придется заплатить, но кресло и услуги вы получите бесплатно. Особенно актуально это в высокие сезоны, когда перелет дешево днем с огнем не найдешь. Так что если вы садитесь в самолет хотя бы дважды в год, имеет смысл вступить в такую программу. Или в несколько сразу – у разных авиакомпаний. Рано или поздно, вы «налетаете» свой бонусный билет.

Самый простой и всегда действенный способ получить скидку на перелет – это покупать электронные билеты через интернет. Стоимость авиабилета в обычных кассах всегда будет выше, что легко объяснить, посчитав затраты на аренду, оборудование, зарплату и т.д. Сэкономить можно до 10% стоимости перелета и до 100% вашего времени и ваших нервов. Мелочь, а приятно.

И напоследок, еще один совет:  купили билет – не смотрите больше цены на это направление. Если вдруг найдете дешевле, все равно уже ничего не измените, только настроение себе испортите. А хорошее настроение – главное условие отличного отдыха!