ЖД вокзалы Санкт-Петербурга

Справочная информация – Жд вокзалы Москвы

 

МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ

Адрес: Санкт-Петербург, Невский просп., д. 85

Ст. метро: Площадь Восстания, Маяковская

Единая справочная по вокзалам: 055 (платная)

С мобильного: 0999 (платно)      

Справочная: (812) 457-44-25, 457-46-63                      

Дежурный по вокзалу: (812) 436-88-13

История Московского вокзала

Дорога от Санкт-Петербурга к Москве была проложена второй после Царскосельской. Николай I, вдохновленный ее положительным опытом, подписал указ о строительстве новой Петербургско-Московской ветки. Проект обоих вокзалов – и в Москве, и в Санкт-Петербурге – был сделан К.А. Тоном, точнее проект был один. В Санкт-Петербурге, чуть позже, чем в Москве, – в 1847-1851 гг. – было выстроено здание, абсолютно идентичное московскому. Новый вокзал вырос на перекрестке Невского проспекта и набережной Лиговского канала. Тогда и появилась в Санкт-Петербурге Знаменская площадь (сейчас площадь Восстания).

Новая дорога была в то время крупнейшим инженерным достижением. Уже в 1847 г. по ней начали ходить поезда до Колпино – движение открывалось частями, по мере строительства. По замыслу, первым по проложенному до Москвы пути должен был пройти царский поезд. Но трассу решили испытать, и перебросили по ней несколько составов с войсками. 18 августа 1851 г. в Москву отправился императорский поезд, а первый поезд для пассажиров – 1 ноября 1951 г.

В 1855 г. дорога была переименована в Николаевскую, а вместе с ней и оба вокзала. В 1868 г. из-за большого потока пассажиров вокзал реконструировали, пристроив к нему двухэтажный флигель. А в 1912 г. было решено строить новый вокзал, но первая мировая война помешала этим планам – старое здание так и не снесли. И только в 50-х гг. XX в. вокзал, наконец, реконструировали и расширили. Свое современное имя  - Московский вокзал было присвоено  в 1923 г. после переименования Николаевской дороги в Октябрьскую.

Направления маршрутов Московского вокзала

Сегодня Московский вокзал занимает третье место в стране по объему пассажирских перевозок. Основная масса поездов, конечно, на Москву, и соответственно из Москвы в Санкт-Петербург прибывают поезда на Московский вокзал. Но также поезда отсюда уходят во многие города нашей страны – на Кавказ и в Крым, в города Украины и Молдавии, Узбекистана и Казахстана. Пригородные направления Московского вокзала – Любань, Малая Вишера, Ушаки, Шапки, Тосно, Чудово, Великий Новгород.

ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ

Адрес: Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 52

Ст. метро: Пушкинская, Звенигородская

Единая справочная по вокзалам: 055 (платная)

С мобильного: 0999 (платно)

Справочная: (812) 457-59-39

Дежурный по вокзалу: (812) 436-43-36

История Витебского вокзала

Витебский вокзал – первый вокзал в Санкт-Петербурге и старейший в России. Он был построен для первой российской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом. Царскосельская железная дорога прокладывалась в 1836-1837 гг. под руководством Ф.А. Герстнера, профессора Венского Политехнического института. По его замыслу вокзал должен был стоять на берегу Фонтанки, но средств не хватило, и решили построить временную станцию. И в 1837 г. на части плаца Семеновского полка появилось деревянное здание – Царскосельский вокзал. Отсюда 30 октября 1837 г. и отправился поезд, которым управлял сам Ф.А. Герстнер – первый поезд в истории российских железных дорог. Несмотря на свой скромный вид, вокзал быстро превратился в любимую достопримечательность горожан, приходивших посмотреть на прибытие поезда.

Первый вокзал простоял недолго – в 1849-1852 гг. по проекту К.А. Тона возвели новое каменное двухэтажное здание, которое в середине 1870-х гг. было перестроено и расширено. В 1900 г. Царскосельскую дорогу выкупила Московско-Виндаво-Рыбинская, которая собиралась перенести вокзал за Обводный канал. Но ее правлению  удалось только купить еще одну часть Семеновского плаца. Земляную насыпь путей подняли на 5м в высоту и построили двухуровневую развязку на пересечении с Обводным каналом. К 1904 г. по проекту С.А. Бржозовского на месте Царскосельского вокзала вырос новый – Витебский. Больше вокзал не перестраивался, только к 300-летию Санкт-Петербурга был отреставрирован. Витебский вокзалимеет статус исторического памятника, а на его путях в специальном павильоне укрыт макет первого в истории России поезда – паровоза «Проворный».

Направления маршрутов Витебского вокзала

И по сей день с Витебского вокзала поезда отправляются в путь со второго этажа.  Витебский – это ворота города в Киев, Одессу, Мариуполь, Днепропетровск, Львов, Брест, Гомель, Минск, Гродно, Вильнюс, Ригу, Кишинев, Смоленск… А пригородные поезда с Витебского вокзала, как и во времена рождения железной дороги, соединяют Санкт-Петербург со станциями Пушкин (Детское Село), Павловск, Оредеж, Великий Новгород, Поселок, Новолисино.   

БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ

Адрес: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала,  д. 120

Ст. метро: Балтийская

Единая справочная по вокзалам: 055 (платная)

С мобильного: 0999 (платно)

Справочная: (812) 457-28-59

Дежурный по вокзалу: (812) 457-28-20

История Балтийского вокзала

К 1853 г., когда в Санкт-Петербурге была построена дорога к Царскому селу, было решено проложить еще ветку до Петергофа и дорогу из Гатчины в Лугу. Петергофский вокзал должен был вырасти у Обводного канала, рядом с Варшавским вокзалом, строительство которого уже шло.

Проект Балтийского вокзала разрабатывал А.И. Кракау, известный архитектор. За основу он взял Восточный вокзал, который до этого строил в Париже. Т.к. в это время шла Крымская война, завершить строительство дороги у правительства не хватало. И финансировать строительство нового вокзала вызвался барон А. Штиглиц – меценат, промышленник и финансист, а позже – управляющий Государственным банком России. 21 июля 1857 г. с нового вокзала было открыто движение поездов. Первый рейс из Санкт-Петербурга до Петергофа длился 1 час 10 минут. Позже линию продлили до Ораниенбаума, а в 1872 г. соединили ее с железной дорогой из Гатчины в Нарву и Ревель (Таллин). С прибытием из Ревеля первого поезда в Санкт-Петербург, дорогу стали именовать Балтийской. Вокзал торжественно нарекли тем же именем.

Из-за возросшего потока пассажиров в 1931-1932 гг. Балтийский  вокзал пришлось реконструировать, делать центральный вход вместо флигелей. Позже, в 1955 г., к нему пристроили вестибюль станции метро. Последний раз Балтийский вокзал закрывался на реставрацию в 2000 г.

Направления маршрутов Балтийского вокзала

В 30-е гг. XX в. был осуществлен проект по замене паровозов на поезда с электрической тягой. Первый такой поезд в России отправился именно с Балтийского вокзала. И с 1933 г. по сей день от Балтийского вокзала отправляются только пригородные поезда – в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Кингисепп, Ивангород, Лугу, Гдов. На сегодняшний день Балтийский вокзал по объему пригородных перевозок второй в Санкт-Петербурге и один из крупнейших в России.

ЛАДОЖСКИЙ ВОКЗАЛ

Адрес: Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 73

Ст. метро: Ладожская

Единая справочная по вокзалам: 055 (платная)

С мобильного: 0999 (платно)    

Справочная: (812) 436-53-10

Дежурный по вокзалу: (812) 436-53-04

История Ладожского вокзала

Ладожский вокзал – самый молодой вокзал Санкт-Петербурга. Он не отметил еще даже свой 10-летний юбилей, хотя железнодорожные пути здесь были проложены еще 100 лет назад, в начале XX века. Недалеко от деревни Яблоневка проходила ветка, соединяющая Николаевскую и Финляндскую железные дороги. Тянулась она по всей территории бывшей дачи Долгоруковых, от которой и получила свое название станция, находившаяся здесь – «Дача Долгорукова».

Новый железнодорожный узел здесь планировался еще с 1960-х годов. Пять вокзалов, существующих в городе на протяжении более чем 130 лет, уже тогда плохо справлялись с пассажиропотоком. В конце 1980-х годов ситуация еще больше обострилась, острее встал и вопрос сокращения времени в пути на участке Москва-Хельсинки. Началась подготовка к строительству, но из-за нехватки средств проект законсервировали. Возобновилась постройка уже в XXI веке – в 2001 г. В мае 2003г., к 300-летнему юбилея Санкт-Петербурга, состоялось торжественное открытие Ладожского вокзала, а 11 июня 2003 г. сюда прибыл первый поезд – «Лев Толстой», следовавший маршрутом Хельсинки-Москва.

Новый вокзальный комплекс на Малой Охте вырос на месте бывшей «Дачи Долгорукова», как и планировалось изначально. Архитектор – Н.И. Явейн – построил современный высокотехнологичный комплекс. Ладожский  вокзал по праву считается одним из крупнейших и передовых вокзалов в Европе.

Направления маршрутов Ладожского вокзала

Двухъярусное устройство вокзала удобно разделяет потоки пассажиров. Для пригородных поездов предназначен нижний, подземный ярус. Отсюда отправляются электропоезда на Кириши, Волховстрой, Невдубстрой, Мгу, Бабаево, Свирь. Поезда дальнего следования обслуживает верхний ярус, где расположены все службы, необходимые пассажирам. С Ладожского вокзала отправляются поезда в основном северного и восточного направления – в Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Воркуту, Шарью, Челябинск, Новосибирск, Барнаул и другие города.

Ладожский – единственный в Санкт-Петербурге сквозной вокзал. Через него транзитом проходят поезда Хельсинки-Москва и Москва-Мурманск.       

ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Ленина, д. 5

Ст. метро: Площадь Ленина

Единая справочная по вокзалам: 055 (платная)

С мобильного: 0999 (платно) 

Справочная: (812) 436-67-46

Дежурный по вокзалу: (812) 457-77-03

История Финляндского вокзала

Финляндскую железную дорогу построили в 1862-1870 гг. Она тянулась до станции Рихимяки и принадлежала княжеству Финляндскому, поэтому вплоть до 1917 г. на ней работали только финны. Первый вокзал был построен в 1870 г. по проекту П. Купинского к северу от Симбирской улицы (ул. Комсомола). Пути подходили прямо к Неве, где была и товарная станция. К концу XIX в. Финляндский железнодорожный узел уже охватывал всю северную часть губернии.

Дорога имела 10 переездов в городе, проходила с улицами на одном уровне и доставляла большие неудобства жителям Выборгского района. В связи с этим в 1910 г. провели реконструкцию, сделав пересечения двухуровневыми.

Весной 1917 г. из эмиграции вернулся В.И. Ленин. Паровоз №293, доставивший его в Россию, в 1957 г. правительство Финляндии подарило Советскому Союзу, и он был установлен на вокзале в память о событиях того времени. Паровоз является историческим памятником – таких машин было выпущено всего 10–15 специально для финских железных дорог. Этот – единственный сохранившийся в мире.

Финляндский вокзал – единственный вокзал города, действовавший во время блокады Ленинграда. Именно здесь в 1943 г. после ее прорыва встречали первый поезд, доставивший продовольствие в город. Здесь, рядом с паровозом, установлен и первый из 36 мемориальных столбов – символов Дороги Жизни. Во  время бомбежек здание вокзала было практически разрушено. Уже в 1944 г. территорию вокруг Финляндского вокзала начали реконструировать, а в 1955-1960 гг. появился новый вокзал. Проектировали его Я.Н. Лукин, П.А. Ашастин и Н.В. Баранов. В 70-е годы пристроили еще один корпус, т.к. пассажиропоток был огромен – после Ярославского  в Москве, Финляндский вокзал был в СССР на втором месте.

Направления маршрутов Финляндского вокзала

С 2003 г. после открытия Ладожского вокзала, с Финляндского вокзала перестали ходить поезда дальнего следования. Кроме поездов на Хельсинки, с него отправляются только поезда пригородных маршрутов выборгского и приморского направления – на Сестрорецк, Белоостров, Приморск, в пограничный с Финляндией Выборг.